Музыкальное искусство

Самобытное белорусское музыкальное искусство является неотъемлемой частью мировой культурной цивилизации. Глубокая приверженность коренных белорусов обычаям и традициям своих предков в решающей степени определила одну из наиболее ярких отличительных черт современной белорусской музыкальной культуры — сохранность ее корневого слоя (имеющего своим истоком культуру восточнославянских племен — кривичей, дреговичей, радимичей) и актуальность в наше время. На фоне общеевропейского культурного ландшафта Беларусь по праву может считаться культурным заповедником, поскольку древнейшие формы народного наследия продолжают существовать в сельском быту в своем аутентичном виде как живое свидетельство творческого гения одного из древнейших славянских народов.

Ведущее место в белорусской народной музыке занимает песенное творчество, охватывающее несколько больших исторических пластов: наиболее глубинный представлен календарно-земледельческими и семейно-обрядовыми песнями; в эпоху формирования белорусской народности (14—16 вв.) и времена крестьянских восстаний (16—18 вв.) возникли мужская социальная лирика, эпос и песни бытового содержания; в 19 в. были сложены батрацкие, рабочие, революционные песни, а также припевки-частушки; в Великую Отечественную войну родился специфический пласт современного белорусского фольклора — партизанские песни.

Песням каждого пласта присуща своя музыкальная стилистика и особая манера исполнения.

Значительную роль в быту белорусской деревни издавна играла и инструментальная музыка, которая отличается богатством жанров и разнообразием музыкальных инструментов. В народной практике в разные периоды получили распространение жалейка, дуда, дудки, рог, труба, окарина, скрипка, басетля, лира, цимбалы, гармоник, бубен, барабан и др.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является развитие молодежного эстрадного искусства. Создание Государственного молодежного театра эстрады, который открылся при активной поддержке Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, позволяет на базе театра формировать творческие студии для подготовки артистов эстрады, проводить учебные занятия с молодыми исполнителями по индивидуальным планам (художественный руководитель — В. Раинчик).

Значительную работу по развитию и популяризации национального эстрадного искусства проводит Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки под управлением М. Финберга.

 

Hosted by uCoz